Бескровным не вышло: ЦКБ «Нептун» ждёт банкротство?
ЦКБ «Нептун» может угрожать банкротство, в то время, как реальные бенефициары могли оказаться под следствием.
«Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) обратилась в суд с требованием взыскать 350 млн рублей с петербургского ЦКБ «Нептун» за срыв контракта по строительству круизных судов для Севастополя. Ранее ГТЛК уже отсудила у предприятия 78 млн рублей.
Судя по другим взысканиям и финансовому положению ЦКБ, эти иски могут довести ее до процедуры банкротства. При этом бывший совладелец предприятия, экс-председатель совета директоров ПАО «Банк Екатерининский» Павел Гольдман объявлен в международный розыск по подозрению в мошенничестве. Кроме того, сейчас ЦКБ может принадлежать семейству бизнесмена-судостроителя Александра Бескровных, который должен был работать с «Нептуном» еще при Гольдмане. Сейчас он проходит обвиняемым по делу о хищении средств у Росгвардии, где звучит и название ЦКБ. Все это не сулит «Нептуну» ничего хорошего.
Подробности — в материале корреспондента The Sankt-Peterburg Post.
ЦКБ «Нептун» — одно из ведущих предприятий судостроительной промышленности России, специализирующееся на разработке и производстве судов и катеров на воздушной подушке. При этом не самое обделенное и госзаказом, общий объем которого составляет почти 400 млн рублей. Среди ключевых заказчиков Минпромторг России и «Технодинамика», принадлежащая Виктору Григорьеву и «Ростеху».
Фото: Rusprofile.ru
Кажется, «Нептун» уже давно балансирует на грани рентабельности. По итогам 2022 года выручка упала на 50% и составила 260 млн рублей, прибыль — сразу на 66%, и составила 7,2 млн рублей. Учитывая, что активы компании оцениваются в 148 млн рублей, удовлетворение исков ГТЛК может «потопить» ЦКБ. В самом же «Нептуне» срыв заказа на что только не пытались списать — и на коронавирус, и на некорректно оформленную техническую документацию. А может, предприятие просто специально «обескровили»?
Следы ведут в «Екатерининский»
До конца не ясно, кто сегодня является собственником структуры. В 2022 году число учредителей ЦКБ покинули бывшие владельцы — это экс-председатель совета директоров ПАО «Банк Екатерининский» Павел Гольдман, бизнесмены Владимир Сигин, Игорь Кардашевский, Александр Кудряцев и Владислав Соколов.
Фото: Rusprofile.ru
Ранее ЦКБ «Нептун» было не АО, как сейчас, а ЗАО — закрытое акционерное общество. И ЦКБ «Нептун» было в числе учредителей того самого банка «Екатерининский», совет директоров которого возглавлял господин Гольдман. И здесь может крыться настоящий скандал, потому что в 2016 году «Екатерининский» был лишен лицензии за проведение высокорискованной политики: размещал средства в низкокачественные активы.
Фото: Rusprofile.ru
Фактически, банк рухнул, дыра в его капитале составила порядка 1,4 млрд рублей. После чего Павла Гольдмана объявили в международный розыск по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Причем, даже на еще большую сумму — 2 млрд рублей. Судя по всему, средства из банка могли банально вывести, а в схеме мог быть задействован тот самый ЦКБ «Нептун», который сейчас не может справиться с навалившимися на него заказами.
У Гольдмана было в банке 11%, и сам он, похоже, может быть уже далеко за границей — ищи свищи. Вместе с тем, ответить по долгам банка все-таки придется.
В 2019 году суд «засилил» решения нижестоящих инстанций, постановивших привлечь Павла Гольдмана и ряд других связанных с банком лиц к субсидиарной ответственности по иску АСВ, который ввел в «Екатерининском» временную администрацию. В результате Гольдману и Ко присудили вернуть АСВ те самые 1,4 млрд рублей. Куда «делись» еще 600 млн (да и были ли они на самом деле?) — непонятно.
Фото: https://sudact.ru/arbitral/doc/EV9t7huyNpNT/
Среди вышеназванных бывших собственников «Нептуна» внимание привлекает еще Эдуард Будишевский, также экс-акционер «Екатерининского». Кроме того, другой бывший совладелец ЦКБ, Владислав Соколов, был партнером Павла Гольдмана в АО «Инкапстройинвест». Последняя занималась арендой и управлением недвижимостью, и имела госконтракты с учреждениями, подведомственными московской мэрии? на 17 млн рублей.
Судя по всему, Гольдман, Соколов и Будишевский — старые партнеры, которые могли иметь отношение к вероятному «дерибану» ЦКБ «Нептун» еще тогда, когда он справлялся с возложенными на него контрактными обязательствами.
Фото: Rusprofile.ru
Интересно, что Будишевский в 2019 году был осужден за хищения из «Екатерининского» 1,2 млрд рублей. Вместе с ним осуждены оказались бывшие топ-менеджеры учреждения Елена Панева и Яков Крейнин. Причем организатором преступления на том процессе был назван именно Павел Гольдман.
В случае с хищениями средств банка речь шла о счетах VIP-клиентов. Как говорится в показаниях потерпевших, в 2014-2015 годах руководители банка предлагали им заключить с «Екатерининским» договоры банковских вкладов на очень выгодных условиях при размещении на депозите сумм от нескольких десятков миллионов рублей. Как установили следствие и суд, заключенные договоры с VIP-клиентами по бухгалтерским учетам не проводились, а деньги в кассу не поступали.
Все это рисует крайне неприглядную картину. В ЦБ лицензию у банка отозвали за размещение средств высокорисковые активы. Раз банк был связан с «Нептуном», уж не являлся ли он одним из таких активов, балансируя на грани рентабельности последние 8-10 лет? Получается, к выводу средств из банка, возможно, могли привлечь и ЦКБ «Нептун».
Бескровный и хищения в Росгвардии
Однако, это не в полной мере отвечает на вопрос, что же происходит в банке сейчас. Его конечные бенефициары на данный момент неизвестны. А вот гендиректором с 2023 года является весьма известный предприниматель — Сергей Александрович Бескровный. Он — член семейства промышленников-судостроителей Бескровный, где ключевым лицом может являться его предполагаемый отец, Александр Бескровный.
Члены этой семьи контролируют бизнес с суммарным годовым оборотом в 2,3 млрд рублей. Основной бизнес семьи — АО «НИИ резиновых покрытий и изделий» (НИИРПИ), которое ранее получило субсидию о Минпромторга на 450 млн рублей. Александр Бескровный владеет 50% долей ООО «Новоладожская судостроительная компания», 26% ООО «НПП «Вотум» и 4% ООО «Судостроительный завод «Ростр». Это компании, повторимся, с оборотами в сотни и млрд рублей.
С высокой долей вероятности, именно семья Бескровного выкупила ЦКБ «Нептун» после того, как бывшие собственники вышли из него на фоне проблем с банком «Екатерининский». Однако, достоверно это неизвестно — но было бы вполне логичным, учитывая, что ранее Бескровные специализировались на судостроении.
Фото: Rusprofile.ru
Однако, сейчас у них может быть не меньше проблем, чем у Павла Гольдмана. Речь, в первую очередь, о главе семейства Александре Бескровном. Он оказался в числе бизнесменов-фигурантов уголовного дело о хищении 260 млн рублей Росгвардии. Эти деньги предназначались для закупки спецтехники, в том числе, катеров, которые, судя по всему, должно было произвести именно АКБ «Нептун».
Отметим, среди прочего, Бескровный является совладельцем АО «Оборонные технологии», название которого тоже упоминается в этой истории. Как пишут «Аргументы недели», в марте 2019 года главный фигурант уголовного дела, экс-руководитель одного из управлений ведомства Шалва Муселиани встретился с совладельцем с Александром Бескровным и замдиректора ЦКБ «Нептун» Николаем Журковым.
Муселиани объяснил, что поставляемая техника предприятиями техника будет принята без нареканий лишь в случае выплаты 30 млн руб. Бизнесмены согласились и впоследствии передали офицеру первые 20 млн рублей.
Раз преступление по делу Росгвардии датируется 2019 годом, получается, что Бескровный был связан с «Нептуном» еще в период, когда ЦКБ принадлежал Гольдману и партнерам. Выходит, бенефициаром ситуации с заказом Росгвардии мог быть Павел Гольдман, к тому моменту уже покинувший страну.
Уже после задержания Александр Бескровный оказался единственным, кто признал вину и заключил соглашение со следствием. Спасет ли это от тюремного срока — вопрос. Но не менее интересно, кто же будет спасать ЦКБ «Нептун». Судя по ситуации, актив могли банально списать в утиль.
Регионы: Санкт-Петербург