05 июля 2023, 8:00

Один Шац на миллион, или «дробление» Безобразова

Бывший подручный Германа Грефа может помогать Алексею Безобразову в вероятном уходе от налогов, а до этого содействовал «мутным» схемам скандального семейства Битковых?

В Санкт-Петербурге продолжаются скандалы вокруг печально известного автомобильного холдинга «Аксель Групп», где уже третий год не утихает корпоративный конфликт между основным акционером Алексеем Безобразовым и основателями структуры, братьями Юрием и Игорем Одуды.

К конфликту давно привлечено внимание силовиков. В Сети утверждают, якобы полиция в ходе проверки могла получить сведения, которые сильно не понравятся ключевому собственнику компании Алексею Безобразову, а также одному из его ближайших партнеров по структуре, бывшему главе «Сбербанк Северо-Запад» Леониду Шацу.

Подробности — в материале корреспондента The Sankt-Peterburg Post.

Корпоративный конфликт в компании продолжается с 2020 года. У него две ключевые стороны — основатели группы, братья Юрий и Игорь Одуды (у них по 17%), а также гендиректор «Акселя», владелец самой крупной доли в 30% Алексей Безобразов. Последнего в Сети также пытаются представить партнером по земельному банку хозяина «Группы ЛСР» Андрея Молчанова.

Все началось с того, что в 2020 году известный предприниматель Илья Трабер и его партнер Рамис Дебердеев пытались купить по 17% акций ГК у братьев Одудов. Тогда возникли мысли, что они могут желать наложить руку на весь бизнес. Безобразов пытался опротестовать сделку в суде, однако, позже отозвал свое заявление.

Изначально Трабер и Дебердеев получили доли. Однако, из-за позиции и иска Безобразова на них наложили обеспечительные меры. В итоге они вышли из состава учредителей, доли вернулись к Одудам. Но полноценного контроля за управлением сетью автосалонов они вернуть уже не смогли. Ранее о ситуации подробно писал The Moscow Post со ссылкой на источника в самой ГК. По его словам, все это стало возможно из-за того, что Одуды слишком сильно доверяли Безобразову. Получается, тот решил этим воспользоваться, и на фоне неудавшейся сделки с Трабером (а может, изначально он за ней и стоял?) попытался выдавить партнеров из органов управления структурой.

Но это лишь, что называется, присказка. Ведь ГК оказалась фактически не грани банкротства с огромными долгами. Сейчас часть ее предприятий находится под наблюдением и в предбанкротном состоянии. Стоимость активов головной структуры — минус 287 млн рублей, так что и она может дышать на ладан. Но это может быть пусканием пыли в глаза.

В 2022 году временный управляющий одного из ключевых подразделений группы, ООО «Аксель-Сити Юг» Матвей Лесняк выявил в нем признаки фиктивного и преднамеренного банкротства, а также обратился в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о возмещении убытков.

Господин Лесняк посчитал, что прибыли «Аксель-Сити Юг» умышленно сокращались из-за заключения ряда сделок с внешними исполнителями, аффилированными лично с Алексеем Безобразовым — совладельцем «Аксель-Сити Юг» и «Аксель Групп». Временный управляющий просил суд взыскать солидарно с Алексея Безобразова, Дениса Тетерина (бывший исполнительный директор компании) и ООО «Аксель-Сити Невский» в пользу «Аксель-Сити Юг» почти 327 млн рублей.

Далее напряжение между собственниками только возрастало. В 2022 году появилась мутная история о продаже земельного участка, принадлежавшего «Акселю», по сильно заниженной цене (8,5 млн рублей вместо 111 млн). В возбужденном силовиками деле фигурировала фамилия Игоря Одуда, хотя он утверждал, что просто не мог быть на собрании акционеров, на котором сделка была утверждена. Сам же документ о продаже подписывал гендиректор «Акселя» Алексей Безобразов.

Алексей Безобразов. Фото: https://poisk-po-photo.ru/алексеев-алексей-алексеевич-спб

Летом 2023 года уже сам Игорь Одуд пожаловался в Следственный комитет на действия полиции. Ранее же он предполагал, что силовики могут действовать с подачи Алексея Безобразова, ведь последний ранее входил в Общественный совет при УМВД, будто бы имеет серьезные связи в силовой среде.

Явление Шаца из «Сбербанка»

И вот теперь появляются новые сведения. Как утверждают в Сети, якобы компании «Аксель Групп» могут систематически недоплачивать налоги в казну за счет возможного массового дробления платежей клиентов. Выглядеть это может примерно следующим образом — при сделке с человеком к нему выходит менеджер не с одним платежным терминалом, а сразу с целой батареей. После чего платежи дробятся.

Делаться такое может как через обычные ИП, так и через достаточно крупные юрлица. И будто бы среди ИП оказался Лев Шац, по совместительству — сын давнего партнера Безобразова по «Акселю» Леонида Шаца. Последний в прошлом возглавлял Сбербанк Северо-Запад, и немало прославился на ниве целой серии скандалов с должниками кредитно-финансового учреждения.

Фото: Rusprofile.ru

Сегодня Леонид Шац — ключевой партнер Безобразова в Акселе, который может работать против интересов братьев Одудов. У Шаца уже свыше 10% структуры. Причем он выкупил дополнительные доли именно у Безобразова, и не так давно — в феврале 2022 года. Т.е. как раз тогда, когда конфликт с Одудами развернулся в полную силу. Очевидно, что Шац — доверенное лицо господина Безобразова.

Фото: Rusprofile.ru

Предполагаемые же схемы ухода от налогов мог разработать не он, а бывший исполнительный директор «Аксель Групп» Александр Кумпан, которого пытаются представить личным финансистом Алексея Безобразова. Якобы, Кумпан давно уехал за границу, но продолжает «присматривать» за финансовыми делами Безобразова.

Лев Леонидович Шац имеет свое ИП, а также отношение к ряду связанных с собственниками Акселя активов. Среди прочего, Лев выступает гендиректором весьма прибыльного ООО «Призма — Центр», где у Безобразова 15%, у Леонида Шаца 9%. А вот кого там нет, так это братьев Одудов. Интересен и другой партнер Безобразова и Шаца, гражданин США Борис Минахи. Он совладелец связанной с Безобразовым компании ООО «Новый Мегаполис» и еще ряда активов.

Господин Минахи известен своими бизнес-отношениями с Зиявудином и Магомедом Магомедовыми, ныне пребывающими за решеткой за организацию ОПГ. Среди прочего, Минахи должен был стать собственником ранее принадлежавшего им зернового элеватора.

Однако, позже Минахи был похищен, потом освобожден, а его обидчики получили тюремный срок. Среди прочего, Минахи пытались приписать большие долги перед другим известным бизнесменом Давидом Якобашвили. Настолько, что будто бы с него могли их, выбивать методами из 90-х. Ранее об этой истории подробно писал The Moscow Post.

Возвращаясь к Леониду Шацу, ранее он трудился в структурах «Сбербанка». В самом начале нулевых он дослужился до первого заместителя председателя правления Петербургского «Сбербанка», а в 2003 году возглавил «Сбербанк Северо-Запад», которое обслуживало весь северо-запад РФ, включая Ленобласть. На этой должности он пробыл до 2007 года, после чего прибился как раз к господам Безобразову и братьям Одудам, чей бизнес должен был кредитоваться в «Сбербанке».

Причем своих задач на посту руководителя «Сбербанк Северо-Запад» Леонид Шац, похоже, не решил. Когда он уходил, представители банка на условиях анонимности заявляли, что у Шаца был крайне жесткий стиль управления, им «детей пугали». Кроме того, говорили, что причиной его отставки могло стать прошедшее IPO «Сбербанка» и скандал, связанный с просочившейся в прессу информацией, что топ-менеджмент «Сбербанка» будто бы «настоятельно рекомендовал» покупать акции банка своим сотрудникам.

В общем, менеджер он был крайне неоднозначный. Была и другая история. Как писало ИА «Интер Райт» со ссылкой на неофициальные источники, якобы при Шаце топ-менеджеры «Сбербанк Северо-Запад» могли покрывать аферистов, причастных к преднамеренному банкротству Неманксого ЦБК. Речь о бенефициарах «Северо-Западной Лесопромышленной Компании» (СЗЛК) Игоре и Ирине Битковых, которые могли обмануть своих кредиторов, сохранив основные активы — «Неманский ЦБК» и «Каменногорскую фабрику офсетных бумаг». В результате на предприятиях были запущены процедуры преднамеренного банкротства.

Причем интереснейшим образом. Сначала появилась офшорная фирма Vilda Consult, которая за 20 млн купила скромного производителя тетрадей из Петербурга ООО «Светоч». А затем продала его как раз «Неманскому ЦБК» Битковых, только уже за 3,7 млрд рублей.

Никто с этими деньгами расставаться не собирался. Зато в договоре купли-продажи было зафиксировано, что если НЦБК не расплатится с Vilda Consult в 10-дневный срок, то обеспечением по сделке выступит все имущество должника, а также его поручителя — КФОБ. Естественно, деньги на счет офшора перечислены не были, и 28 апреля Битковы подали заявление о банкротстве НЦБК, автоматически превратив Vilda в основного кредитора не только комбината, но и КФОБ.

Причем же в этой истории Шац? Якобы он был дружен с Битковым, и именно благодаря Шацу те получали все новые и новые кредитные линии, превратившись в одно из самых закредитованных предприятий региона. Затем и возникла необходимость освободиться от долгов.

Кроме того, именно «Сбербанк Северо-Запад» не стал объявлять дефолт по обязательствам СЗЛК после неоплаты в срок долга в 175 млн рублей. Фактически, Битковых спасли. За просто так?

Часть схемы с ИП и ООО, которые могут использоваться Акселем для возможного дробления поступающих платежей и минимизации налогов. Фото: https://telegra.ph/file/a14dfef57a3808642260e.jpg

Впрочем, это дела давно минувших дней. Но возникает вопрос — а не может ли ныне Леонид Шац иметь отношение к возможным махинациям в «Аксель Групп»? Или к тому же банкротству того же ООО «Аксель-Сити Юг», да и других структур, которые могут оказаться преднамеренными.

Где теперь супруги Битковы — достоверно неизвестно. Скорее всего, давно уехали из страны. Возможно, уехать из РФ придется и Алексею Безобразову, и его верному партнеру Леониду Шацу — есть мнение, что их старый знакомый финансист Александр Кумпан уже мог присмотреть им местечко в Англии.

Теги: Сбербанк Аксель-групп Регионы: Санкт-Петербург Персоны: Алексей Безобразов