30 ноября 2021, 4:58

Кто бежит с «корабля» Ебралидзе


Смотрите также:

В возможных сомнительных схемах «Констанс-банка» Александра Ебралидзе могут быть замешаны видные функционеры банка ВЭБ во главе с Игорем Шуваловым.

Как сообщают источники The Sankt-Peterburg Post, крупные структуры, в том числе и с госучастием, начали избавляться от активов, которые могут быть связаны с петербургским бизнесменом Александром Ебралидзе.

В частности, речь о структурах, которые могут быть связаны с главой ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым и другими высокопоставленными лицами. Кроме того, у структуры Ебралидзе «Талион» были совместные проекты с ГК «Росатом», о чем говорится на сайте компании. Все это вызывает вопросы.

На прошлой неделе стало известно, что Александр Ебралидзе, известный бизнес-сообществу, как экс-акционер АО АКБ «Констанс-банк», был задержан ФСБ. Это произошло в рамках дела о растрате средств кредитного учреждения. При этом проводились обыски в нескольких квартирах и офисах, связанных с задержанным. Об этом писал «Коммерсант».

Судя по всему, речь идет о хищении порядка 3 млрд рублей наличными, которые пропали из хранилища банка еще в 2016 году. Это 70% активов банка. В том же году банк лишился лицензии, причем как раз из-за недостачи денежных средств в кассе. Кроме того, как отмечалось, банк был вовлечен в «проведение сомнительных транзитных операций». Прочитать об этом можно в пресс-релизе Центробанка.

Можно предположить, что раз 3 млрд. рублей были похищены, то еще до этого другие суммы могли выводиться из банка другими путями, через транзитные переводы каким-либо структурам.

Тут же возникает вопрос: 3 млрд рублей — это около полтонны живых денег. Их из банка надо еще физически вывезти. Сделать это тайно не представляется возможным — это огромные коробки или мешки. Следовательно, руководство банка уж точно должно было заподозрить: происходит что-то неладное. Или они получили команду сверху «не суетиться»?

Изначально сам бизнесмен говорил журналистам, что «закроет» вопрос с пропажей денег, хотя и уверял, что не имеет отношения к проблеме. Звучали даже разговоры, что он покроет недостачу из своего кармана.

Бизнесмен написал заявление в полицию. Версии о том, куда могли пропасть деньги, появились лишь спустя три года. В 2019 году АСВ потребовало 3 млрд рублей с Эльдара Дыгова, так как в момент известных событий он был контролирующим лицом «Констанс-банка».

И вроде бы все действительно указывало на Дыгова: сам Эльдар на момент пропажи денег был предправления, его брат Тимур был кассиром банка, а мать владела 20% акций банка. Но сразу после отзыва у «Констанс-банка» лицензии Тимур Дыгов попал в психиатрическую больницу.

К самому Александру Ебралидзе у АСВ тоже оставались вопросы. За месяц до начала процедур банкротства «Констанс-банка» бизнесмен снял с собственного счета 42,6 млн рублей двумя десятками траншей. В 2019 году суд обязал миллиардера вернуть средства. Затем с требованиями лично к нему обратились многочисленные кредиторы банка, среди которых был банк «Санкт-Петербург» и ВЭБ.

Еще один важный момент: Ебралидзе основал банк еще в 1993 году, ближе к 2012 сократил в нем свою долю, оставив за собой менее 1%. Контроль над банком он вернул уже в 2016 году — перед самым крахом кредитной организации. Его внезапное появление было не случайным?

Эхо «Талиона»

Господин Ебралидзе знаменит не только канувшим в лету «Констанс-банком». Кроме этого, он владеет ОАО «Талион», через которое контролирует одноименную гостиницу в Петербурге на набережной Мойки. Компания была основана им еще в начале 1990 годов. Некоторое время «Талион» успешно развивался, но потом началась целая серия неурядиц.

90-е годы были бурными, и есть мнение, что господин Ебралидзе, так сказать, впитал дух эпохи и сам мог принимать участие в многочисленных сомнительных делах. Иначе вести бизнес — Талион, или какой-либо другой — тогда было очень трудно.

Как бы то ни было, в 21 веке у Талиона возникли серьезные проблемы. В 2020 году банк Санкт-Петербург отсудил у АО «Талион» 5,5 млрд. рублей, которые ранее предоставлял в кредит дочерней структуре Талиона — ЗАО «Елисеев Палас Отель». Талион был поручителем по кредиту. «Елисеев» едва не признали банкротом — там ввели процедуру наблюдения.

И тут возникает ВЭБ под руководством Игоря Шувалова. В марте 2021 года структура обратилась в арбитраж с заявлением о признании Александра Ебралидзе банкротом. Параллельно с этим госкорпорация якобы пыталась обанкротить компанию «Современные технологии обработки древесины». Сокращенно — «СТОД», которое также входит в ГК «Талион», а также его дочернюю структуру ООО «Талион Трейдинг». Об этом писал «Коммерсант».

Откуда такая прыть в ВЭБ, какой интерес может быть у команды Игоря Шувалова? Если со стороны Ебралидзе были какие-то хищения, то это может быть попыткой скрыть их, а также скрыть возможное участие кого-то из госкорпорации в сомнительных схемах.

Дело в том, что ВЭБ активно кредитовал структуры Ебралидзе. Доли компании, включая долю самого Ебралидзе в 45%, до сих пор находятся у него в залоге. Находится с 2013 года. При этом сказать, что компания убыточна — не сказать ничего. По итогам 2020 года она получила убыток в 7 млрд рублей, а в 2014 году, когда были взяты залоговые обязательства — 2,4 млрд рублей.

Могли ли это не видеть в ВЭБе — вопрос риторический. На каком основании тогда давались средства? При этом средства продолжались выдаваться в качестве кредитов. Возможно, продолжая кредитовать СТОД, кто-то из ВЭБа мог попробовать выводить через эту компанию средства, договорившись с Ебралидзе?

Сегодня же сумма требований к СТОД составляет порядка 3,5 млрд рублей. Серьезные претензии предъявлены и к ее дочерним структурам. А именно к ООО «Талион Трейдинг» и ООО «ЛСО».

Кроме того, серьёзные проблемы и у АО «Талион» — соучредителя СТОД. Убыток компании за 2020 год составляет 1,7 млрд рублей. Но это полбеды, ведь, как поговаривают, доли структуры также находятся в залоге у ВЭБа, которым и тогда, и сейчас фактически руководит Игорь Шувалов.

Интересно, что в открытых источниках, например, сервисе «Руспрофайл» у АО «Талион» не указаны собственники, и не ясно, действительно ли доли в залоге. Информация могла быть изъята специально, чтобы лишний раз не светить уважаемые структуры и стоящих за ними людей.

Кому стоит бояться?

Все это — лишь версии. Однако разговоры о том, что Ебралидзе мог быть связан с сомнительными делами, идут давно. Причем, как утверждают злые языки, арест Ебралидзе напугал многих уважаемых людей, у которых в прошлом могли быть особые отношения с петербургским криминалитетом.

Например, господина Ебралидзе давно и прочно пытаются связать с Ильей Трабером — одним из самых авторитетных бизнесменов города в 90-х и нулевых годах. Да и сейчас он авторитета своего не растерял. Есть мнение, что тогда Ебралидзе смог набрать множество компромата на ныне уважаемых предпринимателей и политиков.

Похоже, так считают и следователи. Еще 26 ноября на заседании в суде следователь полиции заявил, что двое суток назад в рабочем кабинете Ебралидзе изъяли электронную переписку, «указывающую на его осведомленность об организации заказных убийств». Если вспомнить, как много раз подобные преступления пытались (пусть и безуспешно) приписать тому же Илье Траберу, то это наводит на нехорошие мысли.

Есть мнение, что именно Илья Трабер и другие влиятельные бизнесмены могли быть причиной того, что претензии и арест Ебралидзе произошли только сейчас, а не в 2016 году.

Осведомлены следователи и о том, что Ебралидзе обладает и знакомством с руководителями правоохранительных органов разного уровня, чем может воспользоваться и вмешаться в расследование. Об этом пишет «Фонтанка».

Поэтому сегодня Ебралидзе в силу своего ареста может стать серьезной проблемой для многих своих друзей и партнеров. Были ли среди них люди Игоря Шувалова, или нет, но логично предположить, что Ебралидзе стоит опасаться за свою безопасность. Что может помешать ему начать говорить теперь, когда он оказался в СИЗО? И значит ли это, что проблемы скоро начнутся не у него одного?