Год за двоих: бизнесмен Нисанов получит Конюшенный двор, президент Алиев не против
За сделкой по передаче Конюшенного ведомства «Бахчисараю» могут стоять интересы не только Года Нисанова, но и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Памятник историко-культурного значения в Петербурге – огромное здание Конюшенного ведомства в самом сердце Северной Столицы собираются передать на 49 лет в аренду ООО «Бахчасарай». Об этом сообщает «Коммерсант».
Фирма со звучным, в честь старинного крымского города, названием может иметь отношение к Году Нисанову — бенефициару ГК «Киевская площадь», а еще владельцу продовольственного рынка «Фуд Сити» в Москве. В том, кто еще может оказаться связан с неприятной историей, в которой питерские градозащитники, увы, непременно отыщут признаки потребительского, и в чем-то, даже варварского отношения к памятникам культуры и наследия, разбирался корреспондент The Sankt-Peterburg Post.
Не до манер!
Год Нисанов знаменит тем, что на своих девелоперских проектах, включая и «Фуд Сити», по словам самих же тамошних продавцов овощей и фруктов, «дерет по три шкуры» с арендаторов, да так, что те даже периодически митингуют!
К тому же, деловая и желтая пресса часто упрекает бизнесмена в его любви к… скажем мягко, к действиям не всегда законными методами. По слухам, даже сами площади знаменитого «Фуд Сити» могли достаться ему совсем не по всем правилам ведения честного бизнеса. При этом Год Нисанов, якобы, дружен и с сильными мира сего, в том числе мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой Подмосковья Андреем Воробьевым. Теперь же связи, судя по всему, начали образовываться и с губернатором Петербурга Александром Бегловым.
Владение на цепочке
Что же до нашей истории передачи Конюшенного в долгую аренду «Бахчисараю», то следы ведут к Нисанову, и вот как. Наш интересант, ООО «Бахчисарай», возглавляет Ирина Ершова – именно она руководит еще и компанией «Новая Бахча». А «Новая Бахча», в свою очередь, принадлежит Илюше (полное имя, да-да, именно так!) Юсупову – владельцу некоего, никому особо неизвестного ООО «Пламя». Только пусть вас не смущает родовая скромность ООО «Пламя» — именно эта контора, по информации журналистов РБК, является собственником агрокластера «Фуд Сити». Уловили связь? Вполне себе получается владение через милую женщину Ирину Ершову активами: и «Новой Бахчой», и «Фуд Сити», и «Бахчисараем», с его арендой на 49 лет Конюшенным Двором.
Фото: https://www.rusprofile.ru
Интересно, что в системе владения есть и офшор — «Грикима Холдингз Лимитед». Если вдруг что пойдет не так – вполне себе есть, куда вывести деньги перед тем, как свернуть компанию в банкротство. Почему нет? Офшор лишним не бывает.
Что интересно, все участвовавшие в торгах компании, так или иначе, были аффилированы Нисанову. Вторым претендентом было ООО «СПб развитие», принадлежащее Давиду Нисанову – он совместно с Годом Нисановым владеет долей в ООО «Отель-инвест». Других претендентов до участия в конкурсе не допустили, и одна из фирм, желающих полакомиться арендой Конюшенного – «Альфа», даже подала жалобу в ФАС, видать, от обиды.
После обнародования этой информации «Киевская площадь» сразу сделала заявление, в котором открестилась от связи с Конюшенным ведомством – сообщил «Коммерсант». Только вот, связи-то как спрячешь. Тем более, «Бахчисарай» была создана только в прошлом году – ну явно она не возьмется в одиночку за проект такого масштаба.
Апраксин Двор всплакнул
Когда впервые в девелоперском сообществе пошли толки об интересе «Киевской площади» к зданию в Питере, архитекторы подняли волну недовольства и даже обратились к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой «не превращать ведомство в овощной рынок с закусочной» – об этом сообщал «Росбалт» (признан в России иноагентом). Видимо поэтому Нисанов решил «спрятаться» за «дочкой», дабы не «нагонять волну» и, упаси боже, не потерять перспективный бизнес-проект.
А ведь и правда – во-первых «Бахчисарай» занимается как раз торговлей пищевыми продуктами, и судя по аналогичным проектам Нисанова, такой исход более чем вероятен. В стенах некогда императорских конюшен петербуржцы вскоре могут увидеть толпы торговцев фруктами, овощами и мясом разной степени свежести. Один такой «проект» в Петербурге уже есть – речь про Апраксин двор.
Апраксин двор. Фото: Валентин Егоршин/»Мойка78″
На протяжении долгих лет этот угол антисанитарии и разрухи в самом сердце города пытаются ликвидировать градозащитники. Но пока безуспешно. Говорят, там настолько сильны интересы братства ли не всех чиновников Смольного, поэтому совещания, конечно, проводятся, рейды выходят на проверки, делаются даже обнадеживающие горожан заявления, но по факту ничего не меняется.
Океанариум: не океан не получился
При этом, парадокс! – Нисанова в Северной Столице не особо и жалуют – единственный его предыдущий проект здесь, океанариум, был свернут из-за протестов жителей. При этом Петербург всегда открыт к инвестициям: чего стоит проект Лахта-Центра или новой набережной в парке трехсотлетия – горожане их в большей массе только приветствуют.
Но эти проекты не чета тому, что делает Нисанов. Что в истории с океанариумом, что сейчас – больше похоже на попытку подзаработать при сокращении расходов, то есть – по минимуму вложившись в развитие, чем на создание чего-то действительно стоящего и способному украсить город. А это вопрос для петербуржцев крайне щепетильный. Большинство с трепетом относится к историческому наследию города на Неве.
«Рубль за метр» не в цене
Стоит упомянуть, что по петербургским законам, инвестор обязан воссоздать облик здания, которое он арендует/покупает у государства. Причем внешний облик при этом менять запрещается, да и внутри разрешаются лишь небольшие изменения в архитектурных решениях. Если же реконструкции и воссоздания облика зданий не происходит, и строение продолжает разрушаться, то специальная комиссия накладывает на нового собственника/арендатора штраф и выписывает требование в кратчайшие сроки устранить нарушения. На практике же… такая система работает, к сожалению, далеко не всегда – иногда проще заплатить штраф или, как говорят, «отблагодарить» нужного, но алчного, чиновника, который и готов за небольшие суммы отменить проверки… или проводить их приподзакрыв глаза.
К слову, в 2021 году Конюшенное ведомство собирались передать инвестору по так называемой программе «рубль за метр» – настолько тяжело было его реализовать на торгах. Вот так и получается, что с одной стороны, брать себе исторические здания для инвестиций мало кто хочет, так что частенько отдают их отнюдь не в «добрые руки» – кому придется. А с другой стороны, если этот инвестор-желающий в добрых отношениях с властью, он может потенциально привести здание в полнейшую разруху. Да и вообще делать с ним все, что заблагорассудится.
Служить бы рад, прислуживаться… тоже?
Говорят, Нисанов получил права на здание именно из-за лоббистского ресурса. Причем не столько своего, сколько «дружеского». Как ранее писал The Moscow Post, Нисанов приобрел долю в девелоперской ГК «Самолет», что связывают с губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым.
Бизнесмен также со своими проектами вошел в Москву, хотя ранее его туда пускать не сильно хотели, что наводит на мысли о том, что его интересы могли пролоббировать опять же на уровне Подмосковного правительства за некоторые преференции – подробно мы также освещали эту историю.
Но что еще более примечательно: лоббировать интересы Нисанова вполне может и президент Азербайджана Ильхам Алиев! Как удалось ранее выяснить The Moscow Post, дочери национального лидера Лейле Алиевой сам бог велел пользоваться расположением властей Петербурга, предположительно, финансируя различные городские, и не только городские, проекты через секретный фонд, о котором шла речь в «досье Пандоры».
А если вспомнить биографию Нисанова, тот – выходец из Азербайджана, связи с которым не потерял даже после переезда поближе к московским элитам. В 2020 году поговаривали, что именно он стоял за организацией масштабной «атаки» в СМИ на генпрокурора республики, возможно, с целью посадить на его место своего человека – мы подробно освещали эту историю.
Зная некоторые приятные особенности менталитета азербайджанцев, их хлебосольность и гостеприимство, а также учитывая, что Нисанов вошел в Петербург, на этот раз, видимо, уже окончательно… мысль о том, что именно на него пал выбор властей, только укрепляется. Даже если к объекту проявляли интерес и другие структуры, которым о возможной поддержке семьи Алиевых – только мечтать.