Кто на «Илим»: Евтушенков «схлестнётся» с Зингаревичами?
Претендовать на 50% ГК «Илим» могут старые конкуренты Владимир Евтушенков и братья Зингаревичи. Как и в «лихие» 90-е, вряд ли они захотят уступить друг другу, но есть ли у них деньги на такую покупку?
Как передает корреспондент The Sankt-Peterburg Post, американская компания International Paper (IP) планирует продать 50% долю в Группе «Илим». Покупателями крупного актива в секторе лесной промышленности могут стать партнеры IP по «Илиму» — Захар Смушкин, Борис и Михаил Зингаревичи. Также раскошелиться может и Владимир Евтушенков. Но хватит ли у претендентов свободных ресурсов? И не создадут ли новые владельцы на базе «Илима» очередной рассадник проблем и скандалов в стиле 90-х?
О том, что IP готова продать 50% в Группе «Илим», сообщили «Ведомости». «Илим» — серьезный игрок на рынке лесного хозяйства и лесопереработки, которым американская IP владеет совместно с Захаром Смушкиным, а также Михаилом и Борисом Зингаревичами.
Компания выпускает 75% всей российской товарной целлюлозы (2,2 млн т в год), 20% картона (967 000 т) и 10% бумаги (320 тыс. т. в год). «Илим» владеет целлюлозно-бумажными комбинатами (ЦБК) в Архангельской и Иркутской областях, имеет филиалы в Коряжме, Братске и Усть-Илимске, а также предприятия лесозаготовки и два гофрозавода в Ленинградской и Московской областях. Также IP до 2021 г. принадлежал Светогорский ЦБК (Ленинградская обл.), сейчас он находится под управлением Sylvamo Corporation, созданной IP в 2021 г. Очевидно, Светогорский ЦБК также будет выставлен на продажу.
Пока вопрос, за сколько IP готово будет уступить активы. В 2006 г. компания из США за 50% акций «Илима» заплатила $650 млн. И с тех пор вложила в развитие бизнеса еще около $3 млрд. Но, с учетом геополитической ситуации, вряд ли IP найдет желающих заплатить примерно $3,7 млрд. Очевидно, продажу пройдет с существенным дисконтом.
Родом из 90-х
Вполне возможно, что покупателями могут выступить партнеры IP по «Илиму» — Захар Смушкин, Борис и Михаил Зингаревичи. Им, как пишут «Ведомости», принадлежит 50% компании через швейцарскую Ilim SA. При этом, учитывая прошлый опыт этих граждан, можно предположить, что они вполне могут самыми разными методами начать сбивать цену.
Захар Смушкин. Фото: Андрей Гордеев / Ведомости
Смушкин и Зингаревичи начинали свой совместный бизнес в 1992 г., когда была создана компания «Илим Палп». Как это происходило в «лихие» 90-ые?
«В 1999 году у дома руководителя Архангельского ЦБК Владимира Крупчака появилась бомба. В подъезде собственного дома избили гендиректора департамента лесопромышленного комплекса областной администрации Александра Булатова, ему нанесли пять ударов монтировкой по голове… А потом началась череда смертей. Весной 2000 года в Петербурге был убит Дмитрий Варварин, гендиректор ЗАО «Концерн «Орими», на тот момент единственный конкурент «Илим Палпа», который владел и значительным пакетом акций этой компании… А через несколько дней после убийства Дмитрия Варварина вместе с семьей был расстрелян еще один из учредителей «Орими» — Сергей Крижан «, — пишет «Версия».
И это далеко не все подобные истории. «В сентябре 2001 года на 208 километре федеральной автодороги «Архангельск-Москва» в ДТП погиб член Совета Федерации Вячеслав Калямин. Он выехал на встречную и столкнулся с грузовиком. Калямин попробовал воевать с «Илим Палпом». В 1998 году он просил Счетную палату обратить внимание на приватизацию Котласского ЦБК. Нарушения подтвердились. В результате было возбуждено несколько уголовных дел, которые ничем не закончились… Потом стало известно, что грузовик находился на балансе одной из структур, связанных с Котласским ЦБК. Но на предприятии заявили — машина давно продана и с момента продажи о ней ничего не известно… Один из расследовавших ДТП представитель правоохранительных органов позже перешел на работу в службу безопасности Котласского ЦБК», — пишет «Версия».
Братья Зингаревичи. Фото: dp.ru
Сформировав «Илим», Смушкин и Зингаревичи продали половину компании американской IP. При этом союз с представителями США объяснялся не только бизнес интересами. В Америке Захар Смушкин попал в очень неприятную историю, по которой в 1998 г. закончился суд. Речь об убийстве молодой разносчицы пиццы, где подсудимым был Федор Смушкин, брат Захара Смушкина. В итоге Фёдора приговорили к 260 годам заключения, об этом писала «Версия».
Возможно, через совместный бизнес с компанией из США Смушкин надеялся облегчить судьбу брата. Однако, нынешняя геополитическая ситуация, похоже, сыграла не на интересы Смушкина. Тем не менее, если он еще думает об интересах брата, ему, очевидно, нужно быть крайне обходительным с партнерами из IP. Наверное, истории в стиле 90-х сейчас невозможны. А значит, Смушкину и Зингаревичам нужно готовить деньги. Речь идет о $3,7 млрд. или около того.
Но и до того, как IP заявила о своих планах выйти из «Илима», проблем у Смушкина и Зингаревичей хватало. Так был провален проект индустриального парка «Дони-Верево» под Гатчиной, которым занимался Смушкин. Проект «Дони-Верево» завершился банкротством его управляющей компании. Было подано два соответствующих заявления: от индивидуального предпринимателя Романа Кузьмака, который заявил о долге в 360 тыс. рублей, и от кипрской компании Barna Finance Limited, которая заявила о долге значительно большем — 216,8 млн рублей.
Большие проблемы были и с реализацией проекта города-спутника «Южный» в Пушкинском районе Ленинградской области. Как писала «Мойка 78», 906 га земли принадлежали «Племенному заводу «Лесное». Смушкин выкупил предприятие, а после заключил с местной администрацией договор приватизации земельного участка.
Тогда администрацию возглавлял экс-губернатор Карелии Александр Худилайнен, который «отдал» бизнесмену территорию за «смешные» 13 млн рублей. При этом по участку протекало две реки, которые по закону не могут считаться приватизированными. В конечном счете, правоохранители обратили внимание на ситуацию, но дело быстро затихло. Земли отошли Смушкину в 2010 г., но обещанный Южный до сих пор не появился.
Команда Евтушенкова
Потенциально доля в «Илиме» может быть интересна и Роману Абрамовичу. Однако он и его партнеры, очевидно, решили выходить из бизнеса по лесозаготовке и лесопереработке. По крайней мере, в октября 2021 г. РБК сообщал, что доля в RFP Group — крупнейшем лесопромышленном холдинге на Дальнем Востоке, была продана японской Iida Group Holdings. Причем заявлялось, что японцы готовы выкупить 75% RFP Group, тогда как у Milhouse Романа было 31% компании, у Invest AG его партнера Александра Абрамова — 27%, а остальные 42% — у Российско-китайского инвестфонда.
Также на вхождение в «Илим» может претендовать Владимир Евтушенков – бенефициар лесопромышленного холдинга Segezha Group. Вместе с тем, Евтушенков и его бизнес сами могут нуждаться в деньгах. Как писали в «Журнале КО», Segezha Group слишком загружена долгами. «Чистый долг Segezha Group вырастет с 28,8 миллиарда рублей по итогам первого полугодия 2021 года до 67,8 миллиарда (с учетом долга «Интер Форест Рус» на 5,8 миллиарда рублей)». Евтушенков планировал провести международное IPO Segezha Group, чтобы привлечь в бизнес иностранных инвесторов. Но что-то пошло не так – а теперь, в условиях санкционных ограничений, об этом и в вовсе можно забыть. Следовательно, еще раз – где, в таком случае, команда Евтушенкова возьмет деньги на 50% ГК «Илим»?
Владимир Евтушенков. Фото: РБК / Владислав Шатило
Теперь Евтушенкову и головной компании АФК «Система», похоже, придется рассчитывать на внутренние резервы. А их у Евтушенкова формируют сплошь господа с весьма богатым и не однозначным прошлым.
Начнем с того, что сам Евтушенков оказался под домашним арестом ввиду расследования законности приватизации «Башнефти» и продажи ее в пользу АФК «Система». Владимир Евтушенков обвинялся в отмывании акций «Башнефти», присвоенных, по версии следствия, сыном бывшего президента Башкирии Уралом Рахимовым, а затем проданных АФК. Об этом писал «Коммерсант». В результате «Башнефть» отошла «Роснефти». А за решеткой оказался вовсе не Евтушенков, а бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Уголовное дело против Евтушенкова было прекращено в 2016 г.
В совет директоров Segezha Group был включен бывший глава «РусГидро» Евгений Дод. В 2016 г. Евгений Дод стал фигурантом уголовного дела. Его и главного бухгалтера «РусГидро» Дмитрия Финкеля обвиняли в то, что они изготовили, а Дод лично подписал приказ о премировании членов правления «РусГидро»за 2013 г. При этом Дод сам себе якобы выписал премию в 353 млн рублей. Об этом писали «Ведомости».
Еще один видным членом «команды мечты» имени Евтушенкова является Али Узденов – председатель совета директоров Segezha Group. Он, в частности, «засветился» в истории с кондитерской фабрикой «Мишкино» в Ростовской области, которая перешла под контроль Евтушенкова. Однако в начале 2019 г. «Азово-Донская компания» потребовала от «Мишкино» вернуть 173 млн рублей, выданных в качестве кредита. Оказалось, что поручителем по кредиту был Али Узденов.
Можно вспомнить и о таком топ-менеджере «Системы», как Леонид Петухов — бывшем главе АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта». В «Систему» он пришел после того, как в АНО нагрянули с обысками силовики. Об этом писали «Известия». Вскоре после обысков стало известно, что агентство упраздняют вовсе, а Петухов поменял место работы.
Ну а описывать «достижения» независимого директора АФК «Система» Анатолия Чубайса нет смысла. Достаточно сказать, что в России его фамилия уже давно словом нарицательным.
Таким образом Евтушенкову, если он захочет побороться за половину «Илима» нужно будет задействовать своих агентов влияния, того же Чубайса, имеющего выходы на западные элиты. Достаточно напомнить, что Чубайс единственный из представителей России удостоился чести дважды участвовать в заседаниях влиятельного Бильдербергского клуба.
Однако, в вопросе покупки доли в «Илиме» все может решить даже не связи, а лишь банальная щедрость покупателей. Кто даст больше, тот, очевидно, и заберет актив.