10 октября 2023, 7:33

Зингаревичи идут лесом

Похоже, скандальные братья Зингаревичи не откажутся за бесценок скупить 50% ГК «Илим» у «дорогих» американских партнеров, которых сами же в своё время фактически пригласили «поживиться» лесной отраслью нашей страны. Хотят въехать в рай на чужом горбу?

Как сообщает сразу несколько источников, американская компания International Paper (IP) продолжает подготовку к выходу из группы «Илим» — одного из крупнейших российских лесоперерабатывающих производств. На «Илим» приходится до 75% всей российской товарной целлюлозы и порядка 10% производства бумаги.

Американцы собираются продать 50% компании, которую в своё время получили от скандальных российских олигархов, братьев-близнецов Михаила и Бориса Зингаревичей. Они же, Зингаревичи, а также их старый партнер, едва ли менее одиозный чем они сами Захар Смушкин, владеют другой половиной ГК.

Учитывая геополитические реалии, реализовать актив по рыночной цене IP будет крайне трудно — и тут как раз выход Зингаревичей. Судя по всему, именно они более всего заинтересованы в скорейшем выкупе актива — и при том за полнейшие копейки.

Хотят ли они «обуть» партнеров, получив за бесценок то, во что были вложены миллиарды долларов, и есть ли у Зингаревичей вообще возможность заплатить хоть что-то — разбирался корреспондент The Sankt-Peterburg Post.

Напомним, что именно Зингаревичи в «лихие» 90-ые стали создателями «Илима». Только вот вкладывать в производство, похоже, не очень стремились. IP зашла в Россию явно не без их участия, заплатив за половину актива $650 млн. Теперь, когда американскими инвесторами в группу вложено более $3 млрд, а вокруг бушует геополитическая буря, самое время урвать распухший кусок пирога обратно?

Братья Зингаревичи. Фото: dp.ru

По итогам 2021 года IP получила от «Илима» свыше $300 млн прибыли, которые, надо полагать, «уплыли» в американскую юрисдикцию. И это в условиях, когда США уже наложили на нашу страну, целую серию санкций. Но утверждать тяжело, а сегодня формальная структура собственников и вовсе до конца не ясна.

Ведь до лета 2021 года структура принадлежала швейцарскому офшору «ИЛИМ ХОЛДИНГ СА». Видимо, чтобы на Родине у Зингаревичам и Смушкину можно было платить меньше налогов. Сколько денег осело в этом офшоре — неизвестно, как и причина выхода. Поговаривают, что братья могли попасть под санкции и решили спрятать активы надёжней.

Фото: Rusprofile.ru

Сегодня «Илим» — один из крупнейших активов российской лесопромышленности, который, как выходит, с подачи тех же Зингаревичей отправлял значительную часть дивидендов своим американским инвесторам.

Зингаревичи – любители офшоров? Фото: Rusprofile.ru

ГК принадлежит целая серия производств — ЦБК и другие предприятия в Архангельской, Иркутской, Московской и Ленинградской областях. Туда же можно добавить и крупный Светогорский ЦБК под управлением дочерней структуры IP.

«Лесные короли»

В прошлом Борис Зингаревич начинал простым механиком на ЦБК, а ныне, на конец 2021 года имеет состояние свыше миллиарда долларов. Причем три года назад братья имели примерно по $550 млн у каждого.

В отличие от своего партнера Захара Смушкина, господа Зингаревичи светиться не любят. И тому есть объяснения: поговаривают, что еще с середины 90-х они поняли, что молчание — золото, а большие деньги любят тишину. Им приписывают знакомства со многими криминальными авторитетами тех лет, и вот почему.

Дело в том, как одиозные олигархи собирали по кусочкам свою «лесную империю». Уже в 1991 году, когда вся страна трещала по швам, они основали фирму «Техноферм», которая торговала бумагой и картоном. Как в те годы шла торговля на фоне нарождающегося капитализма и проникающего везде криминала, «ветеранам» рынка пояснять не надо.

Они быстро заручились нужными связями, и всего через год появилась компания «Илим Палп» — база для нынешней ГК «Илим». А дальше началось странное. Очень скоро в руках Зингаревичей оказалась целая серия предприятий — начиная с одно из крупнейших в стране «Котласского ЦБК».

После него — еще порядка 30 предприятий. Борьба за них в те годы шла нешуточная. По воспоминаниям участников «лесного» рынка тех лет, в этой сфере было всё — и убийства, похищения, и шантаж. «Отдавало» даже в конце 90-х, когда неизвестные похитили владельца крупного деревообрабатывающего предприятия Евгения Драчева.

И тогда же произошло покушение на главу Архангельского ЦБК — у его дома сработало взрывное устройство. Уже после была еще серия покушений — в 2002 году в результате покушения был убит бывший член совета директоров ЦБК Александр Бурданов.

Еще до этого, в 2001 году было совершено покушение на следователя прокуратуры Бориса Стригалева, расследовавшего дело в отношении группы руководителей АЦБК (дело было возбуждено по статье «Присвоение или растрата денежных средств»). Об этом писал «Коммерсант».

За Архангельский ЦБК в нулевые развернулась жестокая борьба, победителями из которой вышли Зингаревичи. Фото: lesprom.com

В итоге в результате многочисленных пертурбаций собственности, Архангельский ЦБК оказался в руках у «Илима», что породило слухи, будто за некоторыми резонансными преступлениями могли стоять бенефициары структуры. Напомним, что преступления эти так и не были раскрыты, поэтому доказательств причастности Зингаревичей нет.

Однако это было чуть раньше. А ход борьбы за ЦБК оказался несколько иным: по сути, Зингаревичи смогли вырвать актив и у еще одного одиозного олигарха, «приватизатора» из 90-х Олега Дерипаски.

Случился серьезный корпоративный конфликт за актив, за который боролся Олег Дерипаска. В 2002 году «БазЭл» Дерипаски при поддержке бизнесмена Владимира Когана взыскал с «Илима» 8 млрд рублей, приставы арестовали 83% акций Братского ЛПК и 61% «Котласского ЦБК».

Поговаривали, что правда была на стороне Дерипаски, но в итоге юристы «Илимы» и колоссальные усилия сделали своё дело — в результате более 150 судебных процессов и 4 лет противостояния «Илим» смог решить ситуацию в свою пользу и сохранить активы. О той истории пишет «Деловой Петербург».

Нельзя забыть и о том, что многие структуры оказывались в руках Зингаревичей в результате банкротств — как многие считали, в некотором случае, возможно, фиктивных. Тут можно вспомнить ситуацию с тем же самым Братским лесопромышленным комплексом, который обанкротился в 1997 году, но уже в 1998 году «всплыл» весьма доходным предприятием уже в руках Зингаревичей и их партнера Захара Смушкина.

И лишь в 2007 году, когда острые фазы конфликтов и собирания активов закончились, встала необходимость вкладываться и развивать группу. И Зингаревичи, недолго думая, договорились о продаже долей с IP. Так американцы стали зарабатывать на российском лесе.

После этого империя Зингаревичей росла, как на дрожжах. Одно время Борис Зингаревич был даже членом совета директоров «Россетей» — одной из самых скандальных и коррупционных госкорпораций.

Девелоперы из леса

Параллельно Зингаревичи занялись и девелоперским, отельным бизнесом. С этим связна еще одна скандальная история, когда власти Северной столицы непонятно на каких основаниях передали компаниям, близким к олигархам-близнецам, сразу три здания-памятника федерального значения для реконструкции под отели.

Так, ООО «Лотус Отели» получило здание бывших казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле. «Оранж-Девелопмент» досталось здание бывшего Придворного конюшенного ведомства, а здание Центрального агентства воздушных сообщений на Невском проспекте оказалось под ООО «ИФГ-Базис-Проект».

А соль ситуации (что и вызвало вопросы) в том, что передача этих исторических зданий была проведена без конкурсных процедур. Получается, что бюджет не получил никаких дополнительных выгод от этой истории.

Другая часть империи Зингаревичей, компания «Плаза Лотос Груп» получила от Смольного статус стратегического инвестора после отказа от реставрации Конюшенного ведомства, проект которого вызвал бурю негодования горожан.

Но вместо того, чтобы забыть о олигархах, Смольный выделил их структурам сразу шесть участков без торгов, где те собрались строить отели эконом-класса.

Однако вместо них Михаил Зингаревич вдруг презентовал концепцию инвест-отелей. А в 2017 году, видимо, на фоне возможных финансовых проблем, и вовсе стал распродавать эти активы. И явно с немалой пользой для себя. Такие вот ответственные инвесторы, которые берегут облик культурной столицы.

К слову, партнер Зингаревичей Смушкин, последний, как упоминалось, фигура не менее одиозная, чем сами братья. Чего стоит только громкая история от 1998 года, когда его брат Федор был осужден в США за убийство молодой девушки, работницы пиццерии. Об этом писала «Версия».

Для того, чтобы уживаться с такими партнерами, Захару Смушкину самому приходится быть «не промах». Фото: Сергей Ермохин / Деловой Петербург

Казалось бы, Захар не причем, но как утверждают злые языки, он якобы мог ездить в США, пытаясь «выгородить» брата. Даже если так, то у него ничего не вышло, зато именно тогда он мог заручиться нужными знакомствами в Штатах, чтобы потом впустить IP на российский лесной рынок.

«Атлант» заправил плечи

У Зингаревичей связана своя неприятная история с родней. Конкретно — с сыном Бориса Зингаревича Антоном, тоже крупным бизнесменом, владевшим ГК «Энергостройинвест-холдинг».

В 2016 году Следственный департамент МВД РФ заочно предъявил Антону Зингаревичу и гендиректору ГК «Энергостройинвест-холдинг» обвинение в мошенническом хищении 2,5 млрд рублей банка «Глобэкс» и «МТС-банка». Заочно, потому что к тому моменту Зингаревич-младший давным-давно был в так любимыми братьями-олигархами Штатах. Об этом писал «Коммерсант».

Следователи считали, что подозреваемые могли похитить кредиты этих финансовых организаций, фактически, безвозвратные. Причем, по версии следствия, кредит «МТС-банка» частично был потрачен на принадлежащий Зингаревичу-младшему хоккейный клуб «Атлант» из Мытищ и погашение его долгов, а большая часть средств под видом предоставления кредита малоизвестной офшорной компании Blaine Overseas Venture, а также покупки векселей Enonoline Overseas Ltd была выведена за границу.

Даже если так, то впрок «Атланту» эти деньги бы не пошли, если бы вообще до него дошли. Ведь в 2015 году при мудром руководстве Антона Зингаревича клуб фактически остался без средств и исчез с хоккейной карты России.

Антон Зингаревич. Фото: Татьяна Дорогутина / ТАСС

В итоге же Антона Зингаревича объявили в международный розыск. Однако связи влиятельного отца и дяди, похоже, смогли исправить ситуацию. Спустя три года, при крайне странных обстоятельствах дело в отношении Антона Зингаревича было прекращено.

К слову, другому Зингаревичу, Михаилу и его сыну Денису также приписывали возможные махинации с деньгами банков. В 2020 году Михаил Зингаревич даже получил банкротный иск по поводу долгов своей девелоперской структуры «Плаза Лотос Груп». О ситуации писала «Фонтанка». Однако в итоге банкротства Михаил избежал.

Конечно, события тех лет прямого отношения к нынешней ситуации с «Илимом» не имеют. Однако показательно, что в их окружении гремели такие скандалы. Сейчас же вообще не ясно, имеют ли Зингаревичи средства для выкупа долей у американских партнеров.

Кроме того, есть большая вероятность, что за актив они могут схлестнуться с другим одиозным олигархом, Владимиром Евтушенковым и его АФК «Система». Каким бы не был итог, уже сейчас понятно, что вышеназванными скандалы Зингаревичей не ограничатся.

Персоны: Олег Дерипаска Владимир Евтушенков Михаил Зингаревич Борис Зингаревич Антон Зингаревич Регионы: Санкт-Петербург