15 июля 2023, 2:36

Гордиенковым по тому же месту: ОСК «на подряде»

Входящий в ОСК «Балтийский завод» взял новый контракт на постройку судна для обслуживания им же недоделанных атомоходов.

Входящий в госкорпорацию Росатом Росатомфлот подписал контракт с «Балтийским заводом» на строительство судна для обслуживания атомных ледоколов. Сумма этого контракта не называется, но ранее в СМИ фигурировала цифра в 25 млрд рублей.

Новое судно предназначено для выполнения комплекса работ по перезарядке ядерных энергетических установок действующих атомных ледоколов, а также плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». Есть опасения, что часть средств на создание судна может не быть применена по своему прямому назначению.

Подробности – в материале корреспондента The Sankt-Peterburg Post.

Удачливый монополист

50% средств на строительство нового судна, которое должно быть завершено к 2029 году, выделит государство, еще 50% должны поступить в рамках инвестиционной программы Росатома. Однако, что же представляет из себя подрядчик – «Балтийский завод»?

Десять дней назад на «Балтзаводе» сменился генеральный директор. Им стал Юрий Гордиенков. Несколько лет назад возглавляемое им другое предприятие «Ижорские заводы» ушло в убыток на 48 млн рублей, выступая поставщиком по госконтрактам почти на 2 млрд рублей. Не кажется, что с приходом этого господина, «Балтзавод» ждёт светлое будущее.

«Балтийский завод» — подрядчик, обласканный госконтрактами. За годы своего существования он заключил 45 контрактов на сумму 222 миллиарда рублей. Для сравнения – годовой бюджет не очень большого региона, к примеру, Ингушетии – 31 миллиард.

Фото: Rusprofile.ru

Несмотря на многомиллиардные контракты, «Балтийский завод» вечно всем должен денег. Из последнего: в декабре 2022 года он задолжал 300 миллионов проектировщику, а дочерняя структура Кировского завода «Завод Киров-Энергомаш» пыталась через суд взыскать с «Балтзавода» 1,1 млрд. Не получилось. Оказалось, их договоренности не были зафиксированы юридически. Просто какой-то цирк на госпредприятии!

Чаще всего к услугам «Балтийского завода» обращался Росатом. Может, потому что «Балтийский завод» лучше других справляется с контрактами? Как бы не так.

«Виктор Черномырдин» и «Арктика»

Еще в 2015 году организацию обвиняли в затянувшемся строительстве боевых кораблей и ледоколов и грозились провести чистку топ-менеджмента. Обвинения не были возведенной напраслиной – в 2014 году стало известно, что компания не может сдать вовремя два ледокола – ЛК-25 «Виктор Черномырдин» и ЛК-60 «Арктика».

Сроки по сдаче «Арктики» многократно переносили, причем не на месяц или два, а сразу на несколько лет, а за проваленные сроки строительства «Виктора Черномырдина» Росморречфлот даже потребовал неустойку – 667 миллионов рублей. При этом «Объединенная строительная корпорация» (ОСК), которой принадлежит «Балтийский завод», все время открещивалась от обвинений — дескать, журналисты все выдумывают.

Позже, когда компании все-таки пришлось признать, что сроки «немножко» затянулись, она стала обвинять в этом субподрядчиков. Вот, мол, эти не поставили в срок одни детали, а те – не сделали вовремя документацию . В результате уголовное дело о хищениях возбудили в отношении гендиректора «Балтийского завода гидравлического оборудования» Александра Харитонова.

Забавно, но работы на ледоколах действительно выполняли субподрядчики, а не сам «Балтийский завод», хотя ему не откажешь в обьёме мощностей. Даже простейшие работы вроде сварочных передавались сторонним фирмам. В строительстве участвовали «НВЛ», «ВСК» и «ПТК Энергия», компании «Невская артель», «СК «АКО Барсс» и «Бласт сервис», а ещё «Мюльхан Морфлот» с «Морфлот-технология», «НСС» с «НСК», «РТС» с «Гранд билд». Многие из них имеют признаки аффилированности. Сомневаемся, что заказчики об этом не знали. Больше похоже на то, что деньги «пилились» всем скопом.

«Балтийский завод» все время просил еще денег, потому что предыдущие якобы заканчивались.

История с «Виктором Черномырдином» тоже быстро не закончилась – «Балтийский завод» имел настолько много проблем с его строительством, что вынужден был отдать заказ другому предприятию, входящему в ОСК – «Адмиралтейским верфям». А спустя несколько лет «Верфи» подали к «Балтзаводу» иск на полтора миллиарда рублей . Правда, истребовать их так и не удалось – в результате стороны подписали мировое соглашение. Результат «договорняка»?

Многострадальная «Арктика», сроки сдачи которой переносили трижды, в итоге была построена некачественно. Как только ее спустили на воду – она «всё». Швартовые испытания «самого мощного в мире» ледокола, как его позиционировали чиновники, закончились, не успев начаться — при подаче напряжения вышел из строя главный гребной электродвигатель. Эксперты тогда пришли к выводу, что восстановлению он не подлежит.

Подумаешь, двигатель не работает. Примем и с таким, видимо, подумали тогда в Атомфлоте. Но спустя несколько месяцев новенькое судно все-таки пришлось отправить на ремонт. При этом очередное судно, с которого мы начали материал, сейчас собираются построить именно для обслуживания «Арктики».

В 2016 году «Балтийский завод» уже мог закрыться — в суде рассматривалось дело о банкротстве. Причём оно в пестрой биографии завода – не одно. Каждый раз завод, так или иначе, «спасался», но иски о банкротстве свидетельствуют о том, что по факту контра «дышит на ладан».

Жалуются на условия труда и сотрудники «Балтийского завода», который не выполнял условия коллективного договора и задерживал им зарплату.

Критика президента

«Балтийский завод» входит в «Объединенную строительную корпорацию» (ОСК), которой руководит Алексей Рахманов. При нем на предприятии были пожары, когда загорелся незавершенный корабль стоимостью 30 миллиардов рублей и огромные многомиллиардные убытки и проигранные международные суды. Были и дела о хищениях и много-много всего другого. Рахманов только и делает, что вечно «клянчит» деньги, которые расходуются непонятно куда, ведь результаты можно сравнить с «пшиком».

В прошлом году за свою деятельность он подвергся резкой критике президента России Владимира Путина.

«Это не значит, что нужно делать шалтай-болтай: начинать стройку, заканчивать, а потом с финансами разбираться, подгоняя одно под другое», — сказал Путин.

ОСК тогда пообещало запустить программу «повышенного финансового контроля», которая бы исключила возникновение задолженностей у предприятий, входящих в корпорацию. Получилось ли? Скорее всего, на ту же программу выделили ещё пару миллиардов, которые могли «улететь в трубу».

Рахманов, к слову, был единственным, кто отказывался согласовать кандидатуру нового гендиректора «Балтзавода» Юрия Гордиенкова. Он объяснял это тем, что «Гордиенков – чужой человек» (при этом Гордиенков работал в структурах ОСК пять лет). Но, может, истинная причина в том, Гордиенков как ставленник Росатома может рано или поздно сместить и самого Рахманова, который уже везде вызывает лишь критику?

Тем не менее – сколько верёвочке не виться: Росатом заключает контракты с заведомо неблагополучными организациями, причем суммы, которыми оперирует корпорация, такие, что уследить за руками просто невозможно – контракты в течение многих лет переписываются, субподрядчики меняются, суды идут. Однако госкорпорация продолжает отдавать госденьги в казну ОСК. Не кнутом, а пряником.

Персоны: Алексей Рахманов Теги: Росатом Балтийский завод ОСК Регионы: Санкт-Петербург